Мне вот интересно - где и с какого перепугу зародился миф о проституции, как о профессии, которую "выбирают"? Давайте возьмем хотя бы великую русскую литературу. Вот Бунин, например, в "Деревне" (вроде) описывал, как проститутки обменивали себя на хлеб. Просто от голода. И мужики хлеб нарочно подмораживали, чтобы женщина не могла много съесть (а в это время он ее использовал). Хлеб, который она не успевала съесть - отбирался. Меня это поразило, просто потрясло. Кем вообще надо быть! Григорович довольно подробно описывал, как женщину в деревне загнобила свекровь и та ушла работать на фабрику, где все пошло наперекосяк и от голода и долгов ее взяли в оборот сутенеры. Там очень подробно про то, что героиня невероятно много пила, т.к. было страшно и она не могла смириться с реалиями вокруг, про выбитые в пьянке зубы, в общем она довольно быстро умерла - от водки, побоев, изнасилований и стыда. Само собой, Достоевский Федор Михалыч и его Соня Мармеладова, о которой, по идее, каждый школьник в курсе - она же пошла на панель, когда буквально стало нечего есть, т.к. ее прекрасный папенька допился и был сбит лошадью и умер, оставив долги, кучку голодных детей и практически сошедшую с ума жену. Гиляровский, пусть не писатель, но как публицист писал о пьяных, одиннадцатилетних (!) проститутках, отмечая, что таких явлений на Хитровке полным-полно. Куприн написал "Яму", где ни у одной проституированной женщины не будет счастливого конца, или хотя бы легкой смерти. Одну женщину в публичный дом сдал муж, другую - продали в детстве родители, единственная сомнительная личность - монахиня, которой якобы захотелось другой жизни и она случайно вляпалась, но так или иначе - несчастны там все. У Куприна довольно много рассказов посвящены проституции и они очень, очень грустные. Так, например, в одном из рассказов, проститутка понимает, что перед ней шпион (был разгар русско-японской войны) и т.к. она патриотична и следила за новостями - вовремя обращается за подмогой, благодаря чему шпиона вяжут. В итоге медаль получает ее постоянный клиент. Смелый мужчина - повязал шпиона, который выпрыгнул в окно и сломал ногу (все равно бы далеко не ушел). Женщину, как водится, сливают. Толстой в "Воскресении" долго и пафосно описывает "падение" (на самом деле героиню уронили - обманул возлюбленный, сделав ей ребенка, смерть ребенка, а потом добрая общественность отправила ее в бордель). Про иностранных писателей я вообще молчу. Мой любимый текст - это "Пышка" Ги де Мопассана. Богиня, я была просто в ярости! В 11 лет это был как феминистский манифест. Сюжет простой - французы валят из оккупированной, как обычно, немцами, Франции и их карету не пропускают. Одному оккупанту понравилась проститутка, Пышка, которая ехала со всеми. И ее уламывают совершить подвиг и переспать с оккупантом, а Пышка сама патриотка и не хочет никаких оккупантов. В итоге ее додавливают и она проводит ночь с немцем, чтобы выручить своих попутчиков. Их отпускают - и вуаля, с "падшей женщиной" никто не разговаривает, Пышка едет в карете и плачет, а ее увещеватели игнорируют ее и весело едят припасы в пути. Ну или Нана Золя - про жизнь актрисы, которая, по факту занималась проституцией, к концу текста явно заработала несколько тяжелых психических расстройств и в итоге умерла от оспы, кажется. Смерть ее описана довольно жутко (жизнь до, впрочем, тоже). Причем, сам Золя считал Нану - чуть ли не заразой общества, в то время как сам и описал в предыдущем романе ее ужасное детство, то что она оказалась вовлеченной в уличную проституцию и т.п. Причем самое интересное - Нана плевала на всех своих содержателей и даже на их деньги, спуская все за недели, а они психовали, жгли себя в конюшнях, кончали с собой, разорялись и т п. (По замыслу Золя - это Нана во всем виновата хахаха). И что самое интересное - когда Нана умирает от оспы - ее провожают все ее "соперницы", такие же бывшие уличные проститутки, ставшие содержанками. Ни один из "одержимых" Наной любовников не решился зайти к ней в номер, боясь заразиться. С содержанками, жизнь которых обычно преподносится как более легкая, в большой литературе хмм тоже все плохо, одна зарезанная (а до этого здорово сошедшая с ума) Настасья Филипповна чего стоит и вышеупомянутая Нана. И вот, накатав такой огромный текст, (и это я далеко не все вспомнила, просто первое пришедшее в голову) - у меня вопрос. Откуда в современном обществе такой неправдоподобный образ "профессии"? Когда вытеснилось вот это все? Когда даже в общем-то далеко не про-феминистичные писатели из далеких от феминизма веков, черным по белому писали, что проституция - это ужас, это от голода, нищеты и вообще это короткий путь в могилу. Почему на этот вполне зафиксированный исторический опыт закрыли глаза и резко забыли, что там у нас в мировой литературе происходит (как на какое-нибудь говно ссылаться - так пожалуйста, сразу вспоминают).

Теги других блогов: литература мифы проституция